Дом моды кристиан диор. Дом Dior: Империя роскоши

!

На написание моей сегодняшней статьи меня вдохновила лекция замечательного профессионала, историка моды и просто интересного и остроумного человека – Александра Васильева.

Дом Моды Диор долгое время остается предметом интереса многих, поэтому когда я узнала об этой лекции, которая прошла в Санкт-Петербурге в конце декабря, и мне посчастливилось на ней присутствовать, я просто не могла упустить возможность написать эту статью.

Роскошь это простота. Кристиан Диор

Именно таков был жизненный лозунг и творческий взгляд Кристиана Диора. Именно руководствуясь этим принципом, он творил свои произведения искусства, которые можно было носить.

Российская действительность и ее исторические предпосылки таковы, что наши, отечественные модницы прошлого, а зачастую и настоящего, мнение Диора не разделяют. В нас все еще очень мало «less is more» и много «more», и если можно, то еще больше more.

История Диор. Детство и юность Кристиана Диора. Истоки стиля Диор.

История Модного Дома Диор берет свое начало в небольшом городке во Франции.

Кристиан Диор всю свою карьеру черпал вдохновение у самого дорогого человека в его жизни – своей матери. Мать всегда была движущей силой его творчества.

Она, хоть и не была красавицей, но всегда была модницей, любящей роскошь простоты и сдержанный шик. Именно ее образ Диор будет воссоздавать в каждой своей модели.

Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в городке Гранвиль, в Нормандии. Отец Диора владел фабрикой по производству удобрений, поэтому детство Кристиана сопровождалось отвратительным запахом химикатов. Именно поэтому впоследствии он решил создавать лишь совершенные и прекрасные ароматы, чтобы никто не посмел сказать, что Диор «воняет».

Семья Диора владела небольшим особняком и садом на берегу Ла-Манша. Его мать питала страсть к садоводству, поэтому Кристиан с детства был окружен садом, в котором росли великолепные, пышные английские розы с невесомыми тончайшими лепестками.


Этот образ – образ розы – будет сопровождать Диора всю его жизнь. Женщина-цветок, женщина-роза – его излюбленный мотив, основа множества его платьев.

Мир обязан стилю New look английским розам, на которые с детства любовался Кристиан Диор.

Диор прежде всего ценил в женщинах их женственность. Он никогда не пытался сделать из женщины бесполое существо, никогда не создавал андрогинных образов.

Мода должна любить женщин. Кристиан Диор

Вам также понравится:

Сам же Диор всю жизнь придерживался строгого, классического, немного скучного стиля. В нем нельзя было узнать модельера, который способен создать столь изысканные, утонченные женственные образы.

В своих костюмах он больше напоминал юриста, офисного работника, конторщика.

Полной противоположностью были платья, которые он создавал.

Подчеркнутая талия, корсеты, черный цвет и пастельные оттенки, подъюбники, пышные тюлевые юбки – вот любимые мотивы Диора.

Начало карьеры Кристиана Диора

Семья Диора настаивала, чтобы он стал дипломатом. Диор начал учиться в Высшей школе Дипломатии, но, проучившись в ней год, отказался от этой родительской мечты и увлекся живописью. Диор планировал стать галеристом и, будучи знакомым с Дали и Пикассо, в 1928 году он открывает художественную галерею вместе со своим другом Жаном Бонжаком.

Кризис фондовой биржи в Америке в 1929 году рушит все его планы – люди начинают отказываться от предметов роскоши, в первую очередь, от картин, театра, драгоценностей, дорогой одежды. Галерею пришлось закрыть.

Но на этом неприятности Кристиана не заканчиваются. В 1929 году его мать умирает от рака. В результате кризиса отец становится банкротом, и не пережив этого, умирает от сердечного удара.

Диор переезжает в маленькую квартирку и начинает учиться рисованию, чтобы сделать карьеру в мире моды. Освоив основы модной иллюстрации, Диор начинает сотрудничать с журналами и публиковать свои иллюстрации шляпок и одежды.

Вскоре он начинает работать ассистентом в Доме Мод Робера Пиге. Основной тенденцией того времени становятся ретро-платья, популярностьб которых вызвана историческими фильмами, в том числе «Унесенными ветром». Уже там можно наблюдать пышные юбки, подчеркнутые талии и низкие декольте.

Можно сказать, что Европа была готова встретить новый образ – образ женщины-цветка, который назовут New Look. Но началась Вторая Мировая Война и время New Look отодвинулось до 53-55х гг.

Во время войны Диор переходит на работу к известному в то время французскому кутюрье Люсьену Лелонгу. Женский образ в то время все больше приобретает мужские очертания: силуэты становятся более грубыми и прямыми.

Когда война кончилась и на родину стали возвращаться мужчины, женщины захотели контрастировать с ними и стали отказываться от жесткого, аскетичного образа, навязанного им войной и необходимостью самим обеспечивать себя.

Таким образом, стиль New Look был обусловлен исторически: после лишений, отсутствия возможности украшать свою жизнь последовал период роскоши, расточительства и неоправданной неумеренности форм.

К этому моменту в мастерской Лелонга Диор находит единомышленника – Пьера Бальмэна (Pierre Balmain). Их видение образа женщины совпадает, поэтому они договариваются уйти от Лелонга и открыть собственный Дом Моды.

Но Бальмен обманул Диора, нашел спонсора в одиночку и открывает Модный Дом своего имени. Так Диор снова оказывается без денег и работы. И в этот кризисный момент своей жизни он встречает друга детства – Марселя Буссака, который к тому времени стал текстильным королем Франции, крупным фабрикантом, производящим различные ткани.

Диор поведал Буссаку о своем желании открыть свой модный дом, чтобы шить пышные, дорогие женские платья. Буссак, будучи бизнесменом, сразу увидел в этом свою выгоду и предложил Диору сотрудничество.

Так, в 1947 году на набережной Монтень открывается ателье Кристиана Диора.

Модный Дом Диор: открытие и работа под руководством Кристиана Диора

Расскажу два любопытных факта:

Сам Кристиан Диор никогда не владел модным домом своего имени. Он всегда оставался наемным модельером, но финансировал деятельность предприятия Марсель Буссак. Поэтому главной основой деятельности дома Dior всегда оставалась коммерческая выгода.



Диор творил под своим именем всего 10 лет – с 1947 по 1957 год.

В феврале 1947 года Диор выпустил свою первую коллекцию, которую назвал «Король». Она была подобна взрыву, к Диору в одночасье пришел громкий успех.

В своей коллекции Диор представил то, по чему так соскучились женщины Парижа – женственные силуэты, открытое декольте с эффектом вандербра и драпировками, узкие талии (от 46 до 53 см), пышные юбки с акцентированным вставками-подушками объемом на бедрах.

После первого же показа новый стиль обретает легендарное название New Look.

Эпоха Нью Лук сопровождалась такими характерными элементами:

  • акцент на грудь, талию, бедра
  • грудь подчеркнута баской
  • шляпы удивительных форм, напоминающие перевернутые салатницы или шляпки грибов

Стиль платьев Кристиана Диора совмещал в себе силуэт гитары и любимый Диором с детства стиль Людовика 16.

Диор не любил и практически не использовал в своем творчестве ярких цветов, вместо них он выбирал сдержанные, графичные оттенки: белый, черный, серый, коричневый, оттенки дымчато-серого. Диор использовал вышивку, но она никогда не была избыточной, она служила платьям украшением, а не перегружала их и не играла первую скрипку.

Платья Диора не приняли лишь домохозяйки. Для них они были слишком, неоправданно дороги. И однако, Диору удалось раскрыть суть женского счастья и подарить женщинам мечту. Это выражалось в рекламных постерах Диора того времени: женщина на них изображалась в полоборота или спиной к камере, стоящей на лестнице в одиночестве.

Царственная, в предвкушении встречи со своим избранником, не имеющая других соперниц и готовая двигаться дальше, к новым вершинам.

Модный Дом Диор по уровню и качеству шитья уступал лишь Модному Дому Баленсиага: если первого называли Кутюрье Королев, то второго – Кутюрье Императриц.

Главным в нарядах Диора всегда оставался крой, а не рисунок или отделка.

В 1949 году Кристиан Диор выпустил свой первый парфюм – Diorama.

Любопытно, что Диор стал одним из основоположников брендомании, поместив логотип своего Модного Дома на ремни.
В 1955 году ассистентом Диора стал молодой, 17-летний Ив Сен-Лоран.

С его приходом модели обретают новые силуэты:

  • А силуэт
  • Н силуэт
  • Y силуэт

Кристиан Диор всегда с любовью относился к своим манекенщицам. Любимыми музами Диора стали модели Ренэ, Кука и русская модель Алла Ильчун, которая проработала в модельном бизнесе рекордное количество лет – 20. За это время талия модели увеличилась всего на 2 см – с 47 до 49 см.

В Советском Союзе стиль Нью Лук впервые появился на телевизионных экранах в фильме «Карнавальная ночь» в 1957 году.

В том же 1957 году жизнь Кристиана Диора внезапно прерывается. Он поехал в Италию, Тоскану, чтобы пройти лечебный курс целебными минеральными водами. Но там 24 октября у него случается сердечный приступ, в результате которого он умирает. Его смерть была с горечью встречена всеми сотрудниками Модного Дома.

История Дома Диор: Работа после великого кутюрье.

После смерти Кристиана Диора Марсель Буссак принял решение назначить на пост художественного директора молодого, 21-летнего Ива Сен-Лорана.

Однако, его самостоятельная работа не оказалась успешной: силуэты, введенные Сен-Лораном, не пользовались успехом у публики, качество кройки нарядов ухудшилось, предприятие не приносило ожидаемых доходов.

Однако, в этот период Модный Дом Диор успел приехать на «гастроли» в Москву, где последняя коллекция, выпущенная под руководством Ива Сан-Лорана была показана московскому обществу.

Поэтому Сен-Лоран ушел из Дома Диор, а на его место назначили Марка Боэна. Его работа в Диоре продлилась дольше всего – с 1960 по 1989 год.

Боэн был очень успешен в качестве креативного директора Диор. Клиентками модного дома во время его руководства Боэном становились Принцесса Монако Грейс Келли, Жаклин Кеннеди, Бетси Блумингдэйл и многие другие иконы стиля своего времени.




После него, вплоть до 1997 года художественным директором Модного Дома Диор работал Джанфранко Ферре, получивший превосходные отзывы. Его называли вторым Диором, считалось, что он вновь возродил традиции знаменитого кутюрье.

Но, ставшему к тому времени собственником Дома Dior Бернару Арно хотелось привлечь к моделям Диор больше внимания, ему было недостаточно строгой элегантности и сдержанности нарядов, которые творил Ферре. Поэтому контракт с ним продлевать не стали, а в 1997 году ему на смену пришел экстравагантный и скандальный Джон Гальяно.

История модного Дома Christian Dior началась в 1946 году в маленьком особняке на парижской улице Монтень, где молодой и полный энтузиазма дизайнер Кристиан Диор открыл свое ателье. Здесь же в феврале 1947-го он представил модной публике знаменитую коллекцию New Look с расклешенными юбками и подчеркнутой талией. Новый силуэт стал революцией в аскетической послевоенной моде. «Я создал женщину-цветок», - говорил дизайнер. Диор вернул женщинам желание нравиться, научил привлекать внимание к своей красоте. Критики ругали его за расточительное использование тканей (музе дизайнера и любимой клиентке принцессе Маргарет одно время было запрещено носить вещи бренда). Однако недовольства не помешали расширению модной империи. В 1948 году бутик Дома появляется в Нью-Йорке, а годом позже Christian Dior лицензирует под своим именем аксессуары, меха и сумки. Примечательно, что на протяжении всей карьеры в модном Доме сам Диор был только наемным сотрудником - его бренд де-юре принадлежал инвестору Марселю Буссаку.

В 1957 году Кристиан Диор неожиданно для всех умирает, и бразды правления берет его бывший ассистент Ив Сен-Лоран, становясь самым молодым кутюрье в мире - тогда ему был всего 21 год. В первой коллекции сезона весна-лето 1958, под названием «Трапеции», дизайнер немного ослабил сковывающие тело фасоны, доминировавшие у Кристиана Диора, и представил совершенно новый, трапециевидный силуэт. Ив Сен-Лоран комментировал это так: «Я позабыл о фигуре в пользу стиля».

Когда Ива Сен-Лорана призвали в армию в 1960 году, на его место был назначен Марк Боан. Возглавляя модный Дом почти три десятилетия (до 1989 года), французский дизайнер представил так называемый Slim Look - более гибкую и мягкую адаптацию канонического силуэта Dior. Благодаря такому ходу в круг знаменитых клиентов Дома вошли принцесса Монако Грейс, Софи Лорен и Марлен Дитрих. К сожалению, со временем интерес публики к видению Боана стал угасать, и владелец Christian Dior Бернар Арно (он приобрел бренд в 1985 году) принял решение сменить креативного директора.

Преемником Боана стал итальянец Джанфранко Ферре - первый иностранный дизайнер, приглашенный работать в Christian Dior. Ферре вернул эстетику основателя Дома Кристиана Диора, сделав ставку на рельефный силуэт, утонченный декор и истинно французский шик. Неудивительно, что его первая коллекция была принята публикой на ура. Позже за любовь к архитектурности Джанфранко прозвали «Фрэнк Ллойд Райт мира моды» - по аналогии с именем известного американского архитектора и дизайнера интерьеров Фрэнка Ллойда Райта. Триумф Ферре длился относительно недолго - он покинул бренд в 1996 году.

Пост креативного директора занял экстравагантный бунтарь Джон Гальяно. Именно с его легкой руки в стилистические коды Christian Dior вписались аванград, замысловатый декор и подчеркнутая театральность. Гальяно правил 5 лет, пока из-за пристрастия к алкоголю и наркотикам в один день не позволил себе публично явные антисемитские высказывания и нападки - за это руководство было вынуждено уволить гения.

После Гальяно творческим процессом временно руководил его помощник Билл Гейтен, пока в 2012-м на модную сцену не вышел бельгиец Раф Симонс. Адепт минимализма, Симонс по-своему прочитал архивы бренда: он убрал все лишнее и подчеркнул суть - форму, ту самую женственную геометрию, которая когда-то разбила сердце всем модникам. Дизайнер переосмыслил бар-жакет, представив его то в виде смокинга, то доведя до полноценного платья, добавил инновационные материалы (вспомним знаменитые латексные ботфорты), сделал ставку на футуристичные принты вкупе с фирменными цветочными метафорами Christian Dior. Кто-то его осуждал, кто-то восхищался, однако одно можно сказать точно - три года его работы в Christian Dior вошли в историю Дома как одни из самых ярких и неожиданных. Он покинул бренд по личным причинам, показав прощальную весенне-летнюю коллекцию 2016 в Лувре.

Властелин образа

Духи - это мир, в котором Диор ближе всего к женщинам, к их фантазиям, глубине, желаниям. Какой бы не была эпоха, великий Дом Диора продолжает выполнять свою миссию - создавать новый облик прекрасной дамы, всё более ослепительный и роскошный.

Диор - это символ победы: женственности над робостью, желания над условностями, фантазии над скукой. Сила поэтического воображения, способность изменить мир самым блистательным образом проявляется в сфере обольщения от Диор - одежда, аксессуары и, конечно, духи служат мизансценой для неисчислимых секретов в искусстве соблазна.

Диор родился 21 января 1915 года в Нормандии в семье промышленника. Его отец, владелец фабрики химических удобрений в Гранвиле, много времени уделял работе, а мать, как любая жена состоятельного человека того времени, обожала красивые наряды и роскошь. Она была настоящей модницей, любила цветы, и ее сад, разбитый вокруг дома, благоухал ароматами с весны до поздней осени. Детьми она занималась мало и Кристиан, боготворивший свою мать, всеми сила пытался порадовать её и привлечь её внимание, часами помогая садовникам ухаживать за цветами в саду.

Отец хотел, чтобы Кристиан продолжил его дело, но тот мечтал о карьере архитектора. Тем не менее компромисс был найден: отец не препятствовал художественным увлечениям сына, который, в свою очередь, уступил родителю и отправился получать степень бакалавра в школу политических наук.

В студенческие годы Диор познакомился с жизнью артистической и художественной богемы, однако cудьба не соблаговолила оставить Кристиана в её беззаботном мире - его исключили из школы и призвали в армию.

Покончив с политологией и военной службой, Диор вместе со своим другом Жаком Бонжаном открывает в Париже художественную галерею современного искусства. Дела идут неплохо, но в 1931 г. ситуация меняется. Сначала умирает обожаемая Кристианом мать. Затем вследствие биржевого краха семья Диоров теряет состояние.

Какое-то время он пытается работать у торговца предметами искусства Пьера Коля (выставляет картины Сальвадора Дали), но в 1934 г. тяжело заболевает и, чтобы преодолеть денежные затруднения, уезжает из Парижа на юг Франции.

В период с 1935 по 1938 г. Диор начинает зарабатывать на жизнь своим талантом: он продаёт эскизы платьев и шляпок в модные Дома Парижа, а также подрабатывает внештатным иллюстратором в разделе моды журнала «Фигаро». Там его и замечает член профсоюза высокой моды Робер Пиге, взявший Диора на должность штатного модельера.

В начале Второй мировой войны, в 1939 г., Диора снова призывают на военную службу, которая была непродолжительной в результате скорой капитуляции Парижа. Кристиан уезжает к отцу и сестре в провинцию Вар на юге Франции, чтобы помочь семье в трудное время.

Через год, вернувшись в Париж, Диор работает у Люсьена Лелонга, предложившего ему место дизайнера в своём Доме. Вскоре Диор знакомится с текстильным магнатом Марселем Буссаком, прикупившим по случаю один захудалый Дом моды. На предложение Буссака возродить его Диор ответил, что не очень-то умеет «реанимировать трупы» и решил начать собственное дело. В результате в 1946 г. при финансовой поддержке всё того же Буссака Кристиан Диор открывает Дом под своим именем (проницательный Буссак вложил в его начинание около б млн франков.)

Параллельно с выпуском первой коллекции одежды вместе с другом детства Сержем Эфтлер-Луишем, в то время работавшим у Коти, Диор основывает Parfum Chriristian Dior и представляет свой первый аромат Miss Dior. Модельер хотел создать такие духи, чтобы, лишь открыв флакон, возникал образ его нарядов. И по собственному выражению Диора, аромат - «это необходимое дополнение к индивидуальному облику женщины - последний штрих любого её туалета».

Первый аромат, названный Miss Dior в честь сестры модельера, должен был, по мнению Диора, напоминать «запах, рождённый вечерами Прованса, пронизанными огоньками светлячков, в котором зелень жасмина перекликается с мелодиями ночи и земли».
Miss Dior - это синоним элегантности, воплощение многих женщин в одной. То стремительная и свежая, то нежно-цветочная или классически строгая, немно суровая, но всегда изысканная.

Аромат шипрово-цветочный, зелёный. Вначале распускается гальбанум из садов Прованса и гардения, в сердце - деликатная роза, нероли и жасмин, в шлейфе - пачули, ладанник и дубовый мох. Сначала аромат был представлен в маленьком хрустальном флакончике-амфоре от «Баккара». И приобрести его смогли только 200 счастливцев. В 1950 г. Кристиан "одел" Miss Dior в другой костюм - флакон в орнаменте «куриная лапка" с украшением в виде чёрного атласного банта (теперь бант белый, но всегда именно бант - один из символов Дома Диора).

Восьмидесятые годы XX столетия стали временем надменности, одиночества и эгоистического успеха. Для того, чтобы нежность и искусство соблазна вновь поднялись па подиум, нужно было вернуть женщинам силу их шарма. И в 1985 г. Диор создаёт Poison ("Яд"). Легендарные духи, резко изменившие представление женщины о самой себе.

Poison (первые духи серии) - изначальный источник соблазна. Они обволакивают тело, заключая его в сладостные объятия. Самые "телесные" из всей гаммы, Poison воплощают чистую чувственность. Их аромат говорит: "Не следует бояться слов, когда уже согласились с вещами».

Poison - это пряная и жгучая партитура, мелодия которой гармонизирует необычное и волшебное. Аромат открывается кориандром, малазийским перцем и цейлонской корицей, тонущих в сердце в бархатистом меде апельсинового дерева и диких ягод. Обволакивающую чувственность шлейфу придают опопанакс и ладанник.

Духи Tendre Poison олицетворяют шарм как суть женственности. Их название «Нежный яд» говорит об утонченной двойственности женщины, застигнутой в момент действия её чар: она мягко движется и притягивает взгляды, затем становится завоевательницей, чтобы скорей объявить себя виновной в проявлении нежности.

В 2005 г. сразу после выхода в свет «Жакета Диор», ставшего интерпретацией знаменитого костюма Ваr (1947 г.), появились духи Miss Dior Cherie - возрождение первого мифа Дома Диора.

«Я не хотел ни исказить изначальный аромат Miss Dior, ни изменить флакон: новые духи должны были ориентироваться на них. Но мода меняется, и аромат меняется вместе с ней. Miss Dior Cherie должны были быть столь же современными, как и одежда. Вдохновение скрывалось в тексте одной песни, которую я услышал по радио. „My Cherie Amour, lovely as a summer day..." - поёт Стиви Уандер. История неразделенной любви, которую тайный обожатель испытьвает к молодой девушке, ещё не осознающей ураганного эффекта "нечто такого", что живёт в ней. Эта молодая девушка и есть Miss Dior Cherie», - писал Джон Гальяно.

Начальные ноты Miss Dior Cherie объединяют ароматы зелёного мандарина и земляничных листьев, в то время как ноты сердца бьются в ритме фиалки и розового жасмина на фоне аккордов карамелизированнвго попкорна и земляничного мороженого. Смесь классицизма, сладкой нежности и восхитительной невинности с подчёркнутой дерзостью. В завершение пачули и кристаллический мускус оставляют длинный соблазняющий шлейф. Флакон сохранил классические черты прежней Miss Dior, но в то же время он новый, с маленьким металлическим бантиком.

(Ароматы Мира. Галина Горкун)

CHRISTIAN DIOR

12 февраля 1947 года Кристиан Диор (Christian Dior ) произвёл сенсацию показом коллекции «Corolle». Корреспондент журнала Harper"s bazaar (первый американский журнал о моде), Кэрмел Сноу, назвала эту коллекцию «Нью Лук» (New Look , англ. «новый взгляд»
), она так же сказала: «Диор спас Париж так же, как Париж был спасен в битве на Марне». Все говорили о перевороте в моде, а это было лишь возвращение к норме и хорошему вкусу. Диор вернул в моду романтический и женственный образ. Он хотел возродить традиции великой роскоши во французской моде. И в этом таился секрет его успеха. Диор однажды сказал «Европа устала от падающих бомб. Теперь ей хочется зажигать фейерверки».

Предпочитая длинные юбки, Диор бросал вызов послевоенным тенденциям. Успех первой коллекции Диора мгновенно вызвал бурную реакцию не только во Франции, но и в США, где модельерам пришлось переделывать только что законченные коллекции. Его называли безрассудным и вызывающим. В разорённой Франции, где ткани были в дефиците, он удлинил юбки.

Великий мастер своего времени Баленсьяга, признавался, что находит диоровское обращение с тканью ужасным. Многослойные подкладки из тика, накрахмаленного полотна, тюля - это противоречило основному кредо Баленсьяги: «позволить ткани говорить самой за себя». Но самая резкая критика была от Шанель: «Диор? Он не одевает женщин. Он их набивает».

Тем не менее несмотря на критику, платья от Диора стали невероятно популярны, женщины соперничали за право их приобрести.

В 1949 году Кристиану Диору принадлежало 75 % всего французского экспорта в области моды. В этом же году, согласно опросу французского института социологических исследований Гэллап, Диор был назван в числе пяти самых известных людей в мире.

Диор прекрасно знал рынок. Он ввел совершенно новый тип презентаций, который не имел ничего общего со степенными, спокойными довоенными показами мод. У Диора манекенщицы выступали театрально, величественно проплывали мимо зрителей. Модели сменяли друг друга так быстро, что захватывало дух, в это время звучали фантазийные названия: «Номер один: Верди! Номер два: Перголези! Номер три: Вагнер!». Этот спектакль мог длиться до двух часов, и никогда не становилось скучно.

Каждые пол года Диор предлагал новое направление. Он был первым кутюрье, который от одной коллекции до следующей мог радикально менять длину юбки и даже весь силуэт. Он сам старался, чтобы мода поскорее вышла из моды, сам заботился о сенсациях в прессе, раскручивал товарооборот.

Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в Гранвиле в Нормандии. Он был пятым ребенком в семье владельца фабрики удобрений Мориса Диора. С детских лет Кристиан интересовался модой и сохранил глубокую привязанность и восхищение своей элегантной матерью. Кристиан мечтал стать художником, но отец был против, и он начал изучать политику якобы, чтобы стать дипломатом. При этом отец финансировал его маленькую галерею, чтобы сын мог удовлетворить свою склонность к современному искусству. Но в начале 30-х из-за биржевого краха и нерентабельных капиталовложений господин Диор потерял все свое состояние, и Кристиану пришлось самому зарабатывать на жизнь. Он был вынужден отказаться от галереи и недолгое время работал свободным иллюстратором, пока не получил постоянное место художника в журнале мод у Роберта Пиге.

В 1939 году Диору пришлось пойти на войну, но уже через год его демобилизовали. Он поехал к отцу и сестре в Южную Францию и стал работать фермером.

В 1941 году Диор вернулся в Париж, где ему повезло устроиться дизайнером к Люсьену Лелонгу. За несколько лет Кристиан Диор так радикально обновил силуэт Лелонга, что однажды американская журналистка поинтересовалась, кто этот талантливый молодой человек за кулисами. Это внушило Диору мужество начать самостоятельную работу. Он сумел пробудить интерес к своим проектам у невероятно богатого текстильного магната Марселя Буссака. Фабриканту понравилась идея пышного силуэта, требующая огромного расхода ткани, - так на авеню Монтань (Avenue Montaigne) был открыт Дом Диора. Там он находится и посей день.


Некоторые уверены, что мать Диора, которая к тому времени уже давно умерла, оказала на его моду большое влияние. Шурша юбками, она приходила поцеловать мальчика на ночь, перед тем как ехать на бал, и воспоминание об этой величественной красавице не оставляло Диора всю жизнь. Диор был маменькин сынок - нежный, мягкий, пугливый, мечтательный. Все, кто с ним работал, описывали его как человека скромного и вежливого. Даже с практикантками он раскланивался и уступал им дорогу в лифт. С вниманием он относился к каждому из нескольких сотен своих работников: в течение месяца он выбирал для всех подходящие рождественские подарки. Диор был гурманом и ненавидел одиночество. Он всегда бывал окружен маленькой компанией близких друзей. Его слабостью был суеверие. Он не принял ни единого решения, не проконсультировавшись со своей предсказательницей мадам Делахайе. Когда-то она предсказала ему, что он будет известным благодаря женщинам. Это по ее совету Диор принял предложение Буссака и с ним вместе основал дом моды.

Личность Диора была такая нежная, мягкая, столь очевидно подвержена страхам художника, что эти ее черты легко скрывали под собой талант бизнесмена. Уже при первом посещении Америки, куда он прибыл в 1947 году по приглашению техасского коммерсанта Неймана Маркуса для получения «Оскара» в области дизайна, Диор понял, что этот рынок таит в себе возможности, о которых никто не подозревал. «Мы продаем идеи», - заявил он, имея при этом в виду, что было бы позволительно свободно копировать шедевры, но так, чтобы автор получал определенную сумму со всех продаж. Другими словами, Диор изобрел лицензионное вознаграждение. С 1949 года тиражирование каждой его идеи давало проценты. Таким образом, производство аксессуаров и духов сделалось очень выгодным.

"Духи- это непревзойдённый оттенок женской индивидуальности, последний штрих образа", -- любил повторять Диор. Свой первый аромат он выпустил в 1947 году, сразу же после дебютного показа, принесшего ему оглушительный успех. Это были «Мисс Диор» (Miss Dior), их нежный запах с ароматом ландышей - любимых цветов матери Кристиана Диора - был под стать новому силуэту, лёгкому и воздушному. Следом за «Miss Dior» вышли «Диорама» (Diorama) и «Диориссимо» (Diorissimo). Все это показало, насколько прав был Жан Кокто, еще раньше расшифровавший имя своего друга Диора как соединение двух слов Di - от Dieu («Бог») и Or («золото»).

Стремление к совершенству мучает каждого великого кутюрье - миллиметры могли окончательно решить, что это: триумф или падение, Диор же взвалил на себя дополнительный груз - открыл филиалы за границей. Он изобретал специальные модели для своих салонов в Лондоне, Нью-Йорке и Каракасе, ориентированные на потребности и пропорции фигуры местных покупательниц. Проще говоря, Диор должен был разрабатывать около 1000 моделей в год. Подобный производственный план был особенно обременителен для такого дизайнера, как Диор, - ведь создать оригинальную коллекцию для каждого салона было делом чести. Здоровье Диора пошатнулось - отчасти из-за гипертрофированной мнительности. В середине 50-х у него были очевидные симптомы стресса.

Армии слуг, которая заботилась о его различных домах, приходилось носить меховые тапочки, чтобы сохранять абсолютный покой Диора. Иногда нервы у художника бывали так напряжены, что его прорицательница и его шофер Перротино, любовник Диора в далекой юности, должны были несколько раз объезжать квартал, прежде чем кутюрье решался войти в салон на авеню Монтань. Его заведующую мадам Раймонд иногда среди ночи будил телефонный звонок хозяина - он плакал, как ребенок.

Посторонние едва ли замечали какие- либо изменения в Диоре, кроме того, что он все сильнее худел. Только Перротино была известна глубочайшая тайна Диора: у него было уже два сердечных приступа. И была еще одна тайна - многие годы он был несчастен в любви. Бесчисленные привлекательные молодые люди отказывались предложить ему нечто большее, чем дружба. В конце концов, в 1956 году на его склонность ответил взаимностью смазливый юноша североафриканского происхождения Жак Бенита. По-деревенски консервативный, постоянно думавший о своей репутации, Диор был так влюблен, что появлялся с новым другом на людях. Для него Диор хотел казаться особенно привлекательным, поэтому в 1956 году он решил пройти курс похудания в Монтекатини. Прорицательница Делахайе, увидев в картах тревожные знаки, заклинала его изменить планы. Впервые в жизни Диор не послушал ее совета. Вместе со своим шофером, заведующей салоном мод и молодой крестной дочерью он отправился на курорт в Италию. На десятый день своего пребывания там, 23 октября 1957 года вечером Диор упал без сил, едва успев закончить партию канасты. В 52 года от внезапной остановки сердца скончался один из самых влиятельных модельеров всех времен.

14 выбрали

Сегодня, в день рождения Кристиана Диора (а ему вполне могло бы исполниться 107 лет), мне бы хотелось вспомнить о тех модельерах, которые получили от него весьма щедрый подарок: возможность не просто поработать в Модном Доме Christian Dior и заручиться поддержкой столь сильной компании, но и не утратить этого важного дара и расправить крылья уже как самостоятельные дизайнеры, которых теперь знает каждый.

После приезда в Париж ассистентом Кристиана Диора стал Ив Сен Лоран. Он работал в этой "должности" вплоть до внезапного ухода Диора из жизни в октябре 1957 года, после чего кресло креативного директора Дома досталось этому 21-летнему модельеру. Первая же коллекция Лорана в качестве арт-главы компании в 1958 году заслужила восторженные отклики. Коллекция называлась Трапеция и была весьма спорной в том смысле, что классическая форма одежды, с которой ассоциировался дом Диора , была полностью трансформирована. Однако, возможно, именно это и требовалось.

Иву Сен Лорану было суждено пробыть креативным директором Christian Dior недолго. В 1960 году он был мобилизован и отправился служить в Африку. Там он, правда, пробыл всего 20 дней, и у него случился нервный срыв, а после лечения в психиатрической клинике, в 1961 году, основал модельный дом Yves Saint Laurent совместно со спутником Пьером Берже, уговорившим миллиардера Марка Робисона сделать немалое вложение.

Выставка моделей, созданных Ивом Сен Лораном для Дома Диор .

Военная служба Ива Сен Лорана открыла дорогу в Модный Дом Кристиана Диор другому модельеру – Марку Боану . Его основной идеей было создание одежды не для журналов, каталогов или показов, а для реальных женщин. Женственные, легкие, где-то наивные модели стали чрезвычайно популярны у поклонников марки. А маленькие пиджаки и короткие юбки стали настоящим шедевром, ознаменовавшим новый виток развития марки: из New Look в Slim Look (стройный, худой), а затем – Piter Pan Look . Однако к 1989 году на показы приходило все меньше и меньше народу, и руководство компании, даже несмотря на покровительство столь известных клиентов, как Грейс Келли, Марлен Дитрих, Миа Ферроу, решило отправить дизайнера в отставку.

Марка Боана сменил Джанфранко Ферре . Итальянец решил вернуться к диоровским силуэтам, вспомнив моду 40-50-х годов, за что даже получил премию Золотой наперсток. Первым среди своих соотечественников, что было весьма и весьма шокирующим мероприятием для модной элиты Франции (мы же помним, что Christian Dior – французская марка, а кто как не французы так резво охраняют свои национальные сокровища от вторжения иностранцев). Однако в 1996 году Джанфранко Ферре решил сосредоточиться на собственном бренде, и Модный Дом Christian Dior снова был вынужден искать креативного директора.

Им оказался Джон Галльяно . Этот модный хулиган предъявил миру женщину Диор , оставив классические силуэты, привычные клиентам марки, и добавив в них цвета, театральности и современности. Как закончилась его карьера в Модном Доме Chtristian Dior , мы все очень хорошо помним. Год назад знаменитый дизайнер позволил себе чрезвычайно возмутительную выходку в одном из парижских кафе и был с позором выставлен с поста арт-директора как основных линий Dior , так и своего собственного бренда John Galliano . И тем не менее, я бы не стала подвергать сомнению его талант, а также думаю, вскоре мы вновь услышим о творениях этого неординарного модельера.

© 2023 zammuzh.ru
Новый взгляд на моду - Женский сайт